ДЕПРЕССИЯ – как избавиться?

Что же такое ДЕПРЕССИЯ?

Депрессия - как избавиться?Один из святых отцов рассказывал: “будучи в Александрии, зашел я помолиться в церковь. Перед иконой Спасителя, вся в черном, стояла женщина и страстно молилась: «Оставил Ты меня, Господи. Помилуй Ты меня, Милостивый!». «Чего это она так плачет? Видно, вдова она, и кто-то ее обижает», – подумал я и решил поговорить с ней, чтобы успокоить и утешить. Дождавшись окончания ее молитвы, я подошел к ней и спросил: – Видно обижает тебя кто-нибудь, что ты так плачешь? – Ах, нет, – ответила она и снова заплакала, – нет, отче, не знаешь ты моего горя… Среди людей я живу, и ни от кого не терплю оскорбления. А плачу я о том, что поскольку я забываю о Боге, то и Бог забыл посещать меня, и три уже года, как я не знаю никакой скорби. Думаю поэтому, что Бог за грехи мои оставил меня, не посылает мне никаких скорбей, и вот плачу перед Ним, чтобы он помиловал меня по милости Своей. Выслушав от нее это, я удивился богобоязненной и крепкой ее душе и, молясь за нее Богу, доселе дивлюсь ее крепости. Святые отцы пишут, что “скорби для христианина сами по себе – великая милость Божья. Это – целебный бальзам против страстей, воюющих нашу душу; это – лучшее средство для очищения нашей души от тех нечистот, которые вносит в нее грех; это – отрадный крест, который как лестница, может возвести нас на небо; это легкое бремя Христово, которое может обратиться в крылья, возносящие нас в царствие небесное, и поэтому – скорби – залог любви Божьей к нам, ибо дают нам возможность самым делом идти за Господом со своим собственным крестом на раменах”. В «Основах социальной концепции Русской Православной  Церкви», принятых в 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе, сказано: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей». Исходя из этого, православие выделяет два типа депрессии: 1. Депрессию, как страсть. 2. Депрессию, как психическое заболевание, т.е. от естества.

1. Депрессия как страсть или невротическая депрессия


Это депрессия, которая возникает как наказание за грехи. В результате этого, грех оказывает разрушающее действие на душу человека, вызывая заболевание. В соответствии с учениями о страстях, депрессия возникает вследствие «поработивших душу страстей»: уныния и печали. Уныние и печаль принадлежат к восьми основным человеческим страстям и стоят, соответственно, на пятом и шестом местах. Все страсти вызывают бесы, которые находят прибежище в человеческой душе. При депрессии в душе поселяется бес уныния, о котором так много говорится в писаниях святых отцов.

Печаль

Печаль – это тоска, потеря надежды, веры в милость Божью, малодушие. Серафим Саровский говорил: «Печаль – червь сердца». Причиной печали, по мнению святых отцов, является неудовлетворенность какой-либо страсти. Причиной печали часто бывают ссоры, нереализованные,  завышенные притязания к миру, к людям, несбывшиеся мечты. Крайним видом печали является отчаяние, когда человек вместо того, чтобы собрать все свои силы и бороться с надвигающимися трудностями, впадает в состояние безысходности и оцепенения. Иногда это состояние достигает такой степени, что появляется мысли о самоубийстве, которое христианство считает смертным грехом. Печаль может носить и духовный, то есть нестрастный характер, как сожаление о совершенных грехах. Такая печаль кротка, смиренна, терпелива. Многие святые были великими печальниками, но в то же время излучали внутреннюю радость, тепло, и этот духовный свет чувствовали те, кто сталкивался с ними. «Любящий мир (под миром здесь понимается страстные ощущения) много имеет печалей, а презирающий все, что в мире, всегда весел», – писал преподобный Нил Сирин. Таким образом, тот, кто обуздал свои страсти и желания освобождается и от печали. Но у нестрастной печали есть антипод – это страстная печаль или меланхолия. И, не смотря на внешнее подобие, эта печаль по своей сути совсем другая – жесткая и агрессивная. Бывает так, что эта печаль возникает внезапно, без видимых причин, по промыслу Божьему или как результат бесовских наваждений.

Уныние

«Если возобладает нами дух уныния, то душе подлежит великий подвиг. Лют сей дух, жесток дух уныния, а в соединении с духом скорби, когда способствует, помогает сему последнему, он бывает лютее и тягостней. Когда воздвигаются на душу жесткие волны уныния, человек теряет надежду когда-нибудь видеть конец их, а враг при этом влагает убийственную мысль, что великое его страдание, в настоящее время, впоследствии еще больше увеличивается, что он оставлен от бога, что Бог о нем уже не печется. Что все это случилось без промысла Божия и что ему только одному приключилось это, а у других это никогда не было и не бывает», – пишет Ник Сирин. Святые отцы называли уныние скукой или тоской сердечной, слабостью души или ее изнеможением, а иногда всепоражающей смертью. Григорий Синаит называл уныние «жесткой» страстью. «Из всех восьми представителей злобы дух уныния есть тягчащий», – говорит св. Иоанн Лествичник. Действительно, для каждой страсти существует оружие, которое ее побеждает – определенная добродетель. Чревоугодие побеждается воздержанием, сребролюбие – нестяжанием, гордость – смирением и т.д. Только против уныния нет такой добродетели. Но зато, по мнению святых отцов, ни одна страсть не доставляет человеку столько венцов, как уныние. Борьба против этой страсти – есть величайший подвиг. Уныние, по мнения святых отцов, поселяется в душах тех, кто сильно привязался к всему земному, с головой погрузился в чувственные наслаждения и забыл о свой душе. По мнению церкви от невротической депрессии человек может избавиться, уповая на Бога, на его бесконечную милость. Главным оружием против депрессии является, конечно же, обуздание страстей, поскольку если не будет причины, порождающей депрессию, то само собой исчезнет и  само заболевание. Вообще святые отцы считали, что в основе всех душевных страданий лежит гордыня. Поэтому именно через смирение человек может избавиться от депрессии. Очень сильным средством против депрессии может стать молитва. По совету Иоанна Лестничего, при унынии нужно произносить молитву: «Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни меня во царствие твоем!». Молитву следует читать медленно в течении 5 или 10 минут, покуда не успокоится душа. И конечно же, лучшим лекарством против уныния для христианина является исповедь, которая поможет снять с души тяжелый камень. Недаром в молитве, которую читает  перед исповедью священник, есть такие слова: «пришел еси во врачебницу (духовную), да не исцелен отыдеши », что означает «пришел в духовную больницу, да не уйдешь не исцеленным».

2. Депрессия, как психическое заболевание, т.е. от естества или эндогенная


Такая депрессия возникает в силу биологических изменений, происходящих в организме человека. Поэтому эта депрессия лечится естественными способами, которые существуют в арсенале любого врача-психиатра.  Показательной здесь является история, рассказанная одним из священников: “Мне вспоминается еще один случай. Был в Париже замечательный иконописец, еще не совсем зрелый, который вдруг заболел – он начал чувствовать запах серы. Его мать и сестра решили ему не перечить, в надежде, что он успокоится. Когда он говорил им, что он чувствует запах серы, они тянули носом и говорили, что это правда. По мере того, как это происходило, ему делалось все хуже. И тогда благочестивая семья обратилась к Церкви. Я помню, как этого молодого иконописца отчитывали, исповедовали, кропили святой водой, причащали, мазали маслом, а ему становилось все хуже. Я тогда был врачом, и ко мне обратились с вопросом: что делать. Я своим ответом очень рассердил их: – Бросьте все это. Он болен, а не одержим. Пошлите его в больницу, чтобы к нему применили электрический шок (в то время это было единственным, что умели делать в этой области). Я помню, с каким возмущением и семья, и духовенство ко мне обратились – Как ты можешь? А вдруг это на самом деле одержимость, что ты об этом знаешь? – Простите. Но я только одно знаю, хотя это вам может показаться циничным, что электрический ток, если это одержимость, никаким образам бесу не повредит. А если это просто болезнь, то наш друг выздоровеет. И он выздоровел через год. Но за время этой болезни случилось нечто чрезвычайно интересное. Он вступил в болезнь незрелым иконописцем, а вышел – созревшим. Его иконы стали иные, зрелые, глубокие. И мы ставили перед собой вопрос: что же это такое? Каким образом это может быть? И уже позже я нашел ответ у св. Иоанна Кронштадтского: “Есть души очень хрупкие, они могут быть разбиты окружающим миром. И Бог спускает между такой душой и миром пелену или безумия, или какого-то частичного отчуждения и непонимания, пока эта душа не созреет. Она может и вовсе не созреть на этой земле, но она будет созревать в тишине этого, так называемого, безумия, этой отлученности от окружающего мира и вступит в вечность зрелой, созревшей. А иногда бывает, что эта пелена снимается, как это случилось с иконописцем. И вдруг оказывается, что за этой пеленой происходит нечто ведомое только Богу и самому человеку, и во что никакая человеческая сила не должна вмешиваться.”

Как же избавиться от депрессии?

Самым действенным средством после исповеди в борьбе с этим недугом Святые Отцы считали ПСАЛТИРЬ!  Еще из Ветхого Завета мы с вами помним, как Давид отогнал от царя Саула “песньми духовными” духа уныния.  Очень хорошо болящему ежедневно с поклонами творить великопостную молитву Ефрема Сирина, в которой испрашивается: “Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми”. А так же нужна молитвенная помощь семьи страждущего и непрестанная, в течение всего годового круга богослужения, молитва Церкви. И конечно же, молебен о болящих – одержимых нечистыми духами, то есть ОТЧИТКА… Вот то самое доступное и самое действенное врачевство, которое можно предложить страждущим от сего недуга. Пусть же милостивый Господь помогает нам в борьбе с этим и многими другими недугами, пусть укрепляет нас в несении нашего креста и всегда слышит наши молитвы о страждущих душах. Аминь!

h1

Отчитка – Экзорцизм

Добавить комментарий